“Не философскими откровениями
в наше время может
подвинуться наука Педагогика,
но терпеливыми и упорными
повсеместными опытами...”
в наше время может
подвинуться наука Педагогика,
но терпеливыми и упорными
повсеместными опытами...”
Л.Н. Толстой.

Лев Николаевич широко пропагандировал свободу в педагогике и приветствовал единственный метод - ОПЫТ. Свои идеи он воплощал в Яснополянской школе, где учащимся давался широкий круг знаний, развивалось творчество, поощрялась инициатива и самостоятельность. Толстой через изучение внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений выстраивал вокруг ученика систему дидактических принципов:
- принцип сознательности и активности обучения;
- принцип связи обучения с жизнью;
- принцип доступности обучения;
- принцип прочности усвоения знаний;
- принцип природосообразности.
Обучение, утверждал Толстой, - многосторонний процесс, а не воздействие лишь на интеллект ребенка. Это - процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. Толстой рекомендовал учителям обращать внимание учеников на полное понимание совершаемых ими действий, использовать элемент проблемности в обучении, подводить учащихся к самостоятельному выведению правил, заключений. Необходимо исходить от конкретного, жизненного опыта детей, от частных фактов и явлений вести детей к обобщениям.
“Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать... В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов”
“Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать... В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов”
Все идеи Л.Н.Толстого прекрасно ложатся на ФГОС. Сегодняшний деятельный метод, когда учащиеся во время выполнения проекта сами добывают знания и делают выводы, как будто списан из наставлений Льва Николаевича.
Распределяя роли в выполнении проекта учитель всегда опирается на личность ребенка. Для этой цели хорошо подходят школьные проекты, где задействована одна или несколько параллелей. Чем больше видов деятельности, тем лучше - каждому учащемуся найдется своя ниша для деятельности - получения своего опыта и как следствия знания.
В нашем образовательном учреждении работает ежегодный Форум страшеклассников объединяющий свободную деятельность около 400 учащихся разных школ по одной тематики, но различным направлениям.
ПросвЯтитель - это красиво!
ОтветитьУдалитьСвятой! Он был таким для многих своих дворовых и детей в его школе.
Удалить