среда, 21 августа 2013 г.

Дворянин-публицист-просвЯтитель

“Не философскими откровениями
 в наше время может
подвинуться наука Педагогика,
но терпеливыми и упорными
 повсеместными опытами...” 

Л.Н. Толстой.





Лев Николаевич широко пропагандировал свободу в педагогике и приветствовал единственный метод - ОПЫТ. Свои идеи он воплощал в Яснополянской школе, где учащимся давался широкий круг знаний, развивалось творчество, поощрялась инициатива и самостоятельность. Толстой через изучение внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений выстраивал вокруг ученика систему дидактических принципов:
  • принцип сознательности и активности обучения; 
  • принцип связи обучения с жизнью; 
  • принцип доступности обучения; 
  • принцип прочности усвоения знаний; 
  • принцип природосообразности.
Обучение, утверждал Толстой, - многосторонний процесс, а не воздействие лишь на интеллект ребенка. Это - процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. Толстой рекомендовал учителям обращать внимание учеников на полное понимание совершаемых ими действий, использовать элемент проблемности в обучении, подводить учащихся к самостоятельному выведению правил, заключений. Необходимо исходить от конкретного, жизненного опыта детей, от частных фактов и явлений вести детей к обобщениям.
“Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать... В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов”

Все идеи Л.Н.Толстого прекрасно ложатся на ФГОС. Сегодняшний деятельный метод, когда учащиеся во время выполнения проекта сами добывают знания и делают выводы, как будто списан из наставлений Льва Николаевича.
Распределяя роли в выполнении проекта учитель всегда опирается на личность ребенка. Для этой цели хорошо подходят школьные проекты, где задействована одна или несколько параллелей. Чем больше видов деятельности, тем лучше - каждому учащемуся найдется своя ниша для деятельности - получения своего опыта и как следствия знания. 
В нашем образовательном учреждении работает ежегодный Форум страшеклассников объединяющий свободную деятельность около 400 учащихся разных школ по одной тематики, но различным направлениям.

2 комментария: