четверг, 22 августа 2013 г.

Классика из прошлого в будущее

Януш Корчак
Так уж получилось, что наследие Януша Корчака я ни изучала не в институте, не позднее самостоятельно. Мое знакомство состоялось только сегодня по вашим материалам. Впечатляет! Януш жил в эпоху иллюзий и как многие в черно-белых красках – утопизм во всем. Мир цветной и крайние диапазоны в нем не доступны для восприятия обычному человеку. Самоконтроль, самооценивание – к сожалению, по статистике психологов, обычно зашкаливает или человек имеет завышенную самооценку или заниженную… и только около 10% имеют адекватную самооценку.Критически оценивать свой труд можно только по четко разработанным критериям. А теперь вопрос: «Кто разрабатывает эти критерии? Насколько он профессионален?». Человек всегда имеет субъективное мнение, и не важно какую роль он играет «эксперта» или «экспертируемого».Ведь не просто так в уголовном процессе допускается не свидетельствовать против себя и своих близких родственников.Замечательно, что Януш Корчак учил детей практическим навыкам: «Воспитанники учились писать - подать заявление в суд, внести себя в список и читать - прочесть объявление, записку, открытку от Корчака - не для урока, а для жизни». Но если мы будем сегодняшних детей учить только этому, то кого же мы выпустим из школы? Что они будут делать дальше в жизни? – Писать докладные на себя и сослуживцев!

Станислав Теофилович Шацкий
Люблю я российскую действительность: "искание и экспериментирование" и не только со стороны учителя, но и учащихся. Когда взрослые и дети на равных делают одно общее дело, воспитание происходит без принуждения. Здесь и начальные навыки получения профессии и полезная деятельность учащихся, повышение своей значимости. «Школа выполняет свое специальное дело - воспитание и образование детей» - а я иногда думаю, что сегодня школа в первую очередь должна предоставлять статистику и различные отчеты «наверх» (интересно знать читать-то их они успевают).Шацкому доверяли и его всегда окружали такие же талантливые энтузиасты, как и он сам. Станислав Теофилович сам растил единомышленников и приемников.Мне очень близки идеи Шацкого, его желание делится с коллегами, его умение работать совместно с учениками.

Константин Дмитриевич Ушинский
Действительно, фамилия Ушинский у всех на слуху, но тонкости его новаторства уже давно позабылись. Спасибо статье, очень хорошие сделаны акценты. Фраза из прошлого, а будто написана вчера. Нужно ли контролировать деятельность учителя – ответа однозначного не может быть. Я не против контроля и определенных рамок организации учебной деятельности, но я против составления трех отчетов по разным шаблонам для анализа одной контрольной работы, которые мы отправляем регулярно в вышестоящие органы. Но боюсь, эту тонкую грань между необходимым и избыточным прочертить никогда не удастся. Есть учителя которым не надо мешать в их педагогической деятельности, но, к сожалению, есть и значительная часть ведущих уроки, которым эти строгие рамки помогают достигать необходимого стандарта в преподаваемом предмете. Все люди, а особенно педагоги, слишком разные, что бы к ним применять одинаковые требования.«Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания» - фраза, произнесенная Ушинским сто лет назад, наверно не была знакома современным законодателям от образования. Все что сейчас происходит, начинается с выделенных денег на одного обучающегося, даже финансирование обеспечения введения новых стандартов завязано на количестве детей/денег. Деньги, деньги, деньги…, а все власть у местной администрации.К.Д. Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов – за что ему большое спасибо. Искреннее спасибо! Очень люблю участвовать в различных мероприятиях, где можно получить и знания, и опыт коллег, а главное идеи для новых проектов.Иностранный язык. Актуально вдвойне! К счастью, в нашем образовательном учреждении с этим все в порядке. В начальной школе, правда только 3 часа в неделю, но начиная с пятого уже по пять часов в неделю, а в старших классах уже доходит до 8 часов в неделю основного иностранного языка. Второму иностранному повезло значительно меньше. 

Василий Александрович Сухомлинский
Как же прискорбно сознавать, что значимость советских новаторов больше признают и чтят за рубежом, нежели в родной стране. Инициатива австралийского учителя русского языка, достойна уважения в его творческом подходу к преподаванию своего предмета. Известный прием иллюстрирования прочитанного текста вырос в грандиозный виртуальный памятник Сухомлинскому.«...Свободное время учителя — это... корень, питающий ветви педагогического творчества» - очень точные слова. У меня получается сосредоточиться, остановиться и подумать только когда остаюсь наедине сама с собой. А бывает это, к моему сожалению, за полночь – когда домашние уснут сладким сном. Мысль о том, что можно заниматься творчеством на работе, даже не приходила ко мне. Время, проведенное на работе (не считая уроков) ассоциируется у меня с суетой и рутинной обыденностью. В лучшем случае, в минуты затишья можно «родить» идею, но развивать и воплощать ее во что-то материальное – это уже полночные бдения… «Завидую тем», кто не берет работу на дом, жить так не смогла бы.Человек, не важно взрослый или ребенок, должен сам захотеть что-то делать, знать, уметь, ..., пытаться добывать знания самостоятельно. И в этом Сухомлинский тоже прав. Можно сколько угодно пытаться дать образование, но заставить его взять мы все равно не сможем, без пусть хотя бы молчаливого согласия обучающегося.«Двенадцать уроков мышления посвящаются наблюдениям за маленькой вишневой почкой». Нас испортил технический прогресс в погоне за скоростью и мнимым комфортом, многие перестали замечать природу. Порой проще посмотреть погоду в Интернете, чем выглянуть в окно…Наследие Ушинского, весь его образ жизни и мыслей направлен на близость к природе, на обращение к истокам бытия. «Урок на природе» - почти несбыточная мечта в городской школе (это не считая административных инструкций). Хотя с собственными детьми у удовольствием бывала на природе (пока они не выросли) и вместе наблюдали, как муравьишки тянут в муравейник всякие разности… И это занятие бесконечное, так-как не повторяется в точности никогда, а только можно проследить некую последовательность. Так и на обычном уроке можно задать вектор развития события от имени учителя, но предугадать его направление, после сложения с векторами исходящими от обучающихся значительно сложнее. Только мастерство учителя, ведущего не прямолинейную политику, способен скорректировать вектор познания, как на отдельном уроке, так и в целом курсе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий